Тэмпл Грандин — женщина-аутист, профессор зоологии, которая внесла огромный вклад в психологию и животноводство

Каждое утро знаменитая американка Мэри Тэмпл Грандин надевает свой «фирменный» ковбойский костюм, натягивает дорогие сапоги и приступает к легкому завтраку. Основу всего ее рациона составляют йогурты, пудинги, желе, соки. Она знает, что большинство ее соседей питаются более основательно, и мало кто отказывается от поджаристого бекона, отбивных или стейка с кровью. Но ее, как человека никогда не евшего мясо, это ни капельки не раздражает. Скорее наоборот, вызывает легкую улыбку. Ведь мясо, которое едят вокруг нее, наверняка поступили с ферм, на которых она лично проводила аудит.

Тэмпл Грандин

Тэмпл Грандин – мировой специалист в области животноводства. Большую часть жизни она посвятила изучению поведения животных, проектированию и внедрению скотоводческого оборудования. Удивительно, но коровы, проходя по спроектированному Темпл Грандин коридору и скату в скотобойню, не волнуются! Все проходит быстро, тихо и без мучений! Зоолог никогда не устраивала никаких митингов и не выступала за то, чтобы люди отказались потреблять мясо. Все свои силы она направила на то, чтобы обеспечить скоту должное существование и безболезненную смерть. Наверное, это и есть сильнейшее проявление любви к животным. В настоящее время более половины всего скота в США и Великобритании, содержаться в стойлах, которые спроектировала профессор зоологии Тэмпл Грандин.

Животноводство – не единственная область, в которой Тэмпл Грандин достигла высот. Она активный член сообщества людей, больных аутизмом, автор нескольких книг и множества статей в этой области. Ее простое на вид изобретение, которое часто называют «обнимающей коробкой» помогает людям с «альтернативными возможностями» справиться со стрессом. Сегодня «устройство для объятий» используют в Великобритании в центрах помощи детям-аутистам. Как в одной женщине смогло поместиться столько добра и понимания к людям и животным, чьи мысли и страхи для других загадка? Сама Темпл Грандин называет себя «антропологом с Марса». По словам остальных самый известный в США, а возможно и во всем мире «антрополог с Марса» — это и есть человек с «альтернативными возможностями», то есть аутист.

Коровы Тэмпл Грандин

Знаменитая аутистка Тэмпл Грандин думает картинками, слова для нее как второй язык. Например, если вам скажут представить церковный шпиль, у вас в голове возникнет типичный и очень абстрактный образ, а у Темпл – определенные картинки. Она увидит церковь из ее детства, церкви из Форт-Коллинса, храм мормонов в Вашингтоне, известные шпили Нотр-Дама и Вестминстерского аббатства. Картинки будут возникать одна за другой. Визуальное мышление позволяет Тэмпл проектировать в голове целые системы и производить точные геометрические расчеты. Женщине характерны все признаки аутизма: резкость, прямота, упрямство и несговорчивость, очень крепкое рукопожатие, но она сумела использовать их во благо.

История этой удивительной женщины началась в 1947 году в Бостоне, штат Массачусетс. В первые месяцы жизни девочка казалась абсолютно обычным ребенком. Через полгода в Тэмпл заметили странности: она застывала, когда ее брали на руки. По мере взросления девочка становилась замкнутой, любила сидеть в одиночестве, проявляла интерес только к вращающимся предметам и запахам. В ее поведение часто наблюдались вспышки гнева и обостренная чувствительность к резким звукам. В возрасте трех лет малышка не произнесла ни одного слова. Свои эмоции девочка выражала криком, мычанием, бурной жестикуляцией, швырянием предметов. В прочем для Тэмпл считалось нормальным и плюнуть в человека, не реагировать на обращавшихся к ней людей, биться в истерике. Мать девочки Юстейсия Грандин была напугана. Ее дочь слишком бурно себя вела, кроме этого чуждалась ее, не шла обниматься и смотрела на нее как на врага. Казалось, ребенок отвергал ее. Ничего подобного не замечалось у двух младших сестер Тэмпл. Тогда мать трехлетней девочки, Юстейсия Грандин, обратилась к неврологу и узнала, что все расстройства ее старшей дочери связаны со страшным диагнозом «аутизм». Красавица Юстейсия Грандин, певица, писательница и актриса, чья жизнь казалась счастливой, а семья благополучной в миг «опустилась на землю». Ее ребенка признали умственно отсталым… Для любой матери это оказалось бы сильным потрясением, и ни одна мать не согласилась бы с громким заявлением, что ее ребенок не успевает в развитии. Не согласилась и Юстейсия. Врачи предложили семье Грандин отдать девочку в закрытое заведение для детей с нарушениями развития, но мать Тэмпл наотрез отказалась от этой безумной идеи. Вместо этого Юстейсия установила для девочки жесткий режим. 5 дней в неделю она водила дочку в сад, где с ней занимались опытные воспитатели и логопед. Также семья могла себе позволить нанять няню, которая ежедневно проводила с детьми по 4-5 часов. Няня старалась подбирать для воспитанников специальные развивающие игры, в которых Тэмпл училась быть терпимой и дожидаться своей очереди. Девочку привлекали к занятиям, требующих кооперации. Например, чтобы сделать снеговика Тэмпл должна была слепить большой ком, а ее сестра ком поменьше. Каждый день в семье было принято вместе обедать, при этом правила поведения за столом были строгими. Так девочку старались научить сотрудничать с другими людьми и понимать, что в человеческом мире есть границы, называемые приличиями. Тэмпл всегда старались вывести из ее замкнутого состояния и приобщить к семейным делам, но, понимая, какая это нагрузка для аутичного ребенка, каждый раз после обеда девочке давали час отдыха. В это время она могла делать что угодно: молча сидеть в своей комнате, смотреть на ладони, перебирать песок или кружиться. «Порой я шла во двор и крутилась на веревочных качелях, как на карусели. Земля и небо вертелись вокруг меня, и я была счастлива». Конечно, все дети любят кататься на качелях, но дети с аутичными наклонностями в особенности наслаждаются процессом вращения. Старания матери дали результаты. Спустя полгода девочка смогла произнести первые примитивные слова: «мое», «нет», «иди» и т.д. Словарный запас девочки был очень ограниченным, она глотала окончания, однако Юстейсия все равно восхищалась успехами своей дочери.

В 5 лет девочку отправили в маленькую частную школу для обычных детей. Тэмпл вспоминает, что ее первую учительницу звали миссис Кларк. У нее было белое, словно у приведения лицо и очки, которые постоянно съезжали на нос. Однажды миссис Кларк раздала классу тетрадки с картинками и попросила обвести изображения, начинающиеся на букву «к». В тетрадке были изображены чемодан, кресло, качели, коробка, велосипед и телефон. Тэмпл отметила чемодан, потому что это то же самое, что и коробка. Качели девочка пропустила, так как они стояли в саду. Всем ведь понятно, что «сад» начинается с буквы «с». Тэмпл прекрасно понимала, что значит звук «к», но обводила картинки по логике, понятной только ей одной. Так как Тэмпл плохо говорила, и ей сложно было изъяснять свои мысли, она редко когда объясняла, почему она сделала не так как остальные дети и зачастую оставалась непонятой. Среднюю школу Тэмпл Грандин вспоминать и вовсе не любит. Длинные коридоры, 30-40 человек в классе, по каждому предмету разные учителя – все это казалось непосильным бременем. Умственное развитие девочки было на одном уровне с остальными ребятами. В 12 лет коэффициент ее IQ равнялся 137, что существенно выше среднего показателя. Но Тэмпл не умела распоряжаться своими знаниями. Она хорошо преуспевала в биологии, также ей легко давалась любая творческая работа, но на остальных уроках она просто скучала и хулиганила. Причем хулиганила Тэмпл не просто от скуки. Ей было интересно наблюдать за реакцией одноклассников. Например, перед уроками физкультуры она дожидалась пока все уйдут с раздевалки, чтобы спрятать всю одежду. Как смешно было наблюдать за одноклассницами, бегающими в поисках своих платьев! Свое платье Тэмпл также прятала. Зачем нужны были лишние подозрения. Благодаря импульсивному характеру и плохим отметкам девочка заслужила репутацию двоечницы и хулиганки, а из-за своей необычности она стала изгоем для других ребят. В подростковом возрасте из-за поведенческих проблем Тэмпл пришлось сменить несколько школ.

В 1960 году Юстейсия Грандин отправила дочь в Хэмпширскую школу-интернат для одаренных детей. Школа предлагала обширную программу трудового и художественного воспитания. Здесь можно было заниматься музыкой, театром, плаванием, балетом, изучать основы сельского хозяйства и многое другое. Тэмпл получила возможность выполнять интересные технические проекты, кататься на лошадях и много времени проводить с животными. Обязательным считалось посещение церкви по воскресеньям. Слушать проповеди священника ей было скучно. Девушка, по своему обыкновению погружалась в свой внутренний мир. Но одна фраза священника запомнилась Тэмпл на всю жизнь: «Перед каждым из вас — дверь, открывающая путь на небеса. Откройте ее — и будете спасены!» Аутичные люди все понимают буквально. Из проповеди Тэмпл поняла, что должна найти какую-то дверь. В течение последующих дней девушка рассматривала все двери, встречающиеся у нее на пути, но ни одна из них не вела на небеса. В один прекрасный день, возвращаясь после ужина в свою комнату, Тэмпл заметила небольшую пристройку к коттеджу, а к ней лестницу. Добравшись до высоты, девушка увидела маленькую площадку и … дверь. В смотровой комнате, куда открывалась дверь, было три окна во всю стену, открывающие вид на горные вершины. Девушка до позднего вечера стояла в остолбенении и наблюдала за красотой природы. Она поняла простую истину: жизнь состоит из «дверей», нужно всего лишь взять и войти. Метафора «двери» помогала ей двигаться вперед: вначале успешно окончить школу, затем поступить в колледж.

За следующей дверью Тэмпл Грандин ждали понимающие и заботливые люди. Из-за неуспеваемости девушку хотели отправить в школу для детей с задержкой развития. Но мама опять встала на защиту своей дочери. Взглянуть на учебу по-новому Тэмпл помог учитель психологии мистер Брукс. Он дал классу решить популярную загадку «комнаты иллюзий», где человек пройдя диагональный путь из одного угла комнаты в другой из карлика превращается в великана. Тэмпл была поражена увиденным и «загорелась» во что бы то ни стало решить поставленную задачу. Решение удалось найти только ей одной. Способности Тэмпл были замечены! Настоящим спасителем для девушки стал другой учитель, мистер Карлок. Для него были важны не поверхностные показатели, а внутренние способности учеников. «Мистер Карлок стал для меня учителем, другом, человеком, которому я доверяла свои секреты». Благодаря мистеру Карлоку и другим учителям, влюбленных в свое дело, а также благодаря усилиям своей матери, Тэмпл впервые заинтересовалась учебой.

В первый год обучения в старшей школе Тэмпл отправили на летние каникулы в Аризону, на ранчо к тете Энн. Поездка заставила девушку приспосабливаться к абсолютно новым ощущениям: новые места, новые люди. Тэмпл боролась с эмоциями двумя способами: или уходила в себя или все силы направляла на физический труд. Девушка починила изгородь, перекрыла крышу насосной будки, помогала заводить коров и быков в станок для скота – приспособление, которое удерживает животных во время вакцинации или кастрации. Станок состоял из боковых панелей, соединяющихся внизу буквой V. Когда животное оказывалось внутри установки, а голова – в отверстии снаружи, боковые панели сдвигали до тех пор, пока корова или бык не оказывались прочно зажатыми. Оказавшись в станке, до этого перепуганные животные успокаивались, прекращали мычать и биться. Тэмпл охватило любопытство, как работает станок и девушка, с позволения своей тети, решила опробовать приспособление на себе. Сдвинулись панели и… Тэмпл Грандин ощутила то, что испытывает каждый обычный ребенок и, что так чуждо детям с аутизмом – силу объятий. Станок плотно сковывал ее, заставлял поддаться чувствам и расслабиться.

Осенью Тэмпл вернулась в школу уже с новым навязчивым увлечением. Она рассказала мистеру Карлоку о случившемся летом, и он разрешил ей сколотить из фанеры собственный станок. Это вызвало непонимание со стороны других учителей, которые видели в этом сексуальную направленность. Наконец, психологи убедили и маму Тэмпл, Юстейсия Грандин в том, что станок сможет только навредить психике ее дочери. К счастью споры длились не вечно, учеба подходила к концу и Тэмпл Грандин была удостоена произнести речь на выпускном торжестве. Очередное лето девушка снова провела на ранчо в Аризоне. Летние месяцы, проведенные на ферме, помогли Тэмпл окончательно определиться с выбором профессиональной деятельности. Она выбрала узкую направленность – уход за домашним скотом. В начале осени Тэмпл поступила в колледж. К великому ее счастью колледж был небольшим, и вскоре девушка освоилась, у нее появились даже близкие друзья. Кроме этого колледж находился недалеко от ее школы и мистер Карлок был всегда неподалеку. Без своего чуда-устройства Тэмпл было сложно справиться с нервными расстройствами. И тогда мистер Карлок дал ей дельный совет: если психологи и мама отказываются верить в расслабляющее действия станка, нужно создать новую модель и провести серию экспериментов на своих сокурсниках. Тест дал впечатляющие результаты: 60% студентов заявили, что машина доставляет им приятные ощущение и помогает расслабиться, в ней они чувствуют себя в безопасности. Так, в настоящее время изобретение Тэмпл Грандин используют в клиниках для коррекционного воздействия на гиперактивных и аутичных взрослых и детей.

В 1970 году Тэмпл Грандин переехала в Аризону и поступила в государственный университет на психологический факультет. Она хотела понять смысл жизни, понять свою природу и побороть страхи. Но в конце второго года обучения Тэмпл сменила специализацию с психологии на зоологию. В 1975 году девушка защитила диплом посвященный устройству станков для скота и получила степень магистра зоологии. Это было первое исследование в США о поведении животных на ферме. А в 1989 году в университете Иллинойса Тэмпл Грандин защитила докторскую диссертацию, посвященную изучению влияния условий содержания и ухода на мозг свиней. Тэмпл Грандин – борец за гуманное обращение с животными. Она разработала множество проектов загонов, боен, ферм. Зоолог, благодаря своему умению чувствовать страхи животных и добилась, чтобы их расстройства  перед смертью были сведены к минимуму. Загоны, построенные по проектам Тэмпл Грандин, смело можно назвать чудом техники. Животные спокойно поднимаются по круговому загону. Вдруг резкий удар током – и все! Во время удара коровы чувствуют меньше боли, чем во время клеймения.

Кони Тэмпл Грандин

Изначально все свои задумки Тэмпл Грандин проектирует и апробирует прямо у себя в голове. В начале своей карьеры она не могла понять, что ее воображение и склад ума кардинально отличается от представлений обычных людей. Ее раздражало, что ее коллеги настолько глупы, что не могут с первого взгляда заметить ошибку на чертеже или представить, как будет работать установка. Позже Тэмпл поняла, что это не глупость, а неумение визуализировать. Она поняла особенности своего ума и научилась справляться со своими эмоциями, контролировать резкость голоса. Женщине-аутисту удалось преодолеть барьер общения с обычными людьми. Она не освободилась от аутизма, она научилась использовать его, и внесла огромный вклад в развитие психологии и животноводства.