Первые запреты для ребенка: всегда ли нужно запрещать

Как только малыш научился ползать, ему хочется все потрогать и все попробовать. И если до этого его жизнь была в полной безопасности, вокруг мягкая кроватка, и манеж с игрушками, то теперь мебель и предметы быта могут представлять опасность для маленького человечка. Конечно, можно все опасные предметы спрятать в дальнюю полку, можно пристально следить за ребенком целыми днями и отбирать все, что он схватил или вообще по минимуму выпускать малыша с манежа. Но как долго родители смогут так оберегать свое чадо? Поговорим о первых запретах или о том, как правильно объяснить ребенку, что можно, а что нельзя.

Запреты для ребенка

Всегда ли нужно запрещать ребенку

Когда ребенок научился открывать кухонные шкафчики и холодильник, брать со стола посуду и острые вилки – главным словом в семье становится «нельзя». Запреты для ребенка, безусловно, необходимы, но если вы постоянно будете отнимать острые и бьющиеся предметы, запрещать открывать дверцы и хлопать крышкой из-под кастрюли, вы только ограничите его жажду познавать мир. Своими запретами можно даже затормозить развитие своего малыша.

Первые запреты в жизни малыша

Давайте попробуем взглянуть на мир глазами ребенка: все вокруг новое, непонятное и интересное. Малыш еще многого не понимает и испытывает любопытство к любому предмету: начинает его внимательно осматривать, щупать, пробовать на вкус и т.д. Поэтому прежде чем кричать «нельзя», подумайте, действительно ли это нужно запрещать. Например, вряд ли с малышом что-то случиться, если он лизнет пол. Негигиенично? Тщательнее вымойте пол. Только так, попробовав пару раз пол на вкус, ребенок сможет понять, что он не вкусный и больше не будет обращать на него внимание.

Маленькие дети способны запомнить всего 2-3 «постоянных» запрета. Поэтому понаблюдайте за действиями своего малыша и подумайте, что из этого действительно опасно и против чего вы категорически возражаете. Например, ни в коем случае нельзя залазить на подоконник, засовывать руку в унитаз, отбирать еду у собаки. Все. Когда вы начнете постоянно запрещать 3 одинаковых действия, ребенок вскоре усвоит, что так делать нельзя.

Запреты для ребенка как приказы

Запреты для ребенка

Рассмотрим самую распространенную ситуацию: ребенок начинает всех дергать за волосы, лезть в лицо и щипаться. Если ситуацию переводить в игру, щуриться и говорить, что это больно, вашу мимику и вскрики малыш воспримет как забавную игру. Если ущипнуть ребенка в ответ, он поймет, что причинять боль друг другу вполне нормально, а побеждает тот, кто сильнее. Разве такой урок вы хотите преподать своему чаду?

Самый верный способ в этой ситуации будет перехватить руку ребенка до того, как он ущипнет, и с уверенностью сказать «нельзя». Запреты для ребенка должны звучать твердо, а лицо при этом должно быть, по крайней мере, без улыбки. Казалось бы, это очевидно, но для многих родителей это большая сложность. Большинство мам, запрещая что-то своему ребенку, чувствуют себя виноватыми и тут же хотят скрасить ситуацию. Запомните, чтобы малыш понял, что от него хотят, запрет должен звучать жестко как приказ.

Еще один важный момент – запреты для ребенка должны быть последовательными, то есть не должны нарушаться. Запретив брать что-либо с письменного стола, не позволяйте ребенку взять с него даже ненужную бумажку. Иначе это получится не совсем запрет и в следующий раз малыш возьмет со стола важный документ.

Волшебное слово «можно»

Первые запреты в жизни малыша

Слово «нельзя» очень резкое и категоричное, неприятное на слух. Когда ребенок часто его слышит, он теряет интерес к познанию всего окружающего и оказывается в «клетке запретов». Он начинает полагать, что каждое его действие будет остановлено.

В большинстве ситуаций можно обойтись без запретов, попробовать понятным ребенку языком объяснить, почему так делать не нужно и придумать альтернативу этому интересному занятию. Рассмотрим наглядную ситуацию: ребенок рисует в книжках. Для начала следует показать, что вам не безразличен этот предмет. Бережно пролистайте книгу и покажите ребенку аккуратное обращение с ней. После этого постарайтесь переключить внимание малыша, например, на альбом для рисования: «А вот здесь можно рисовать сколько угодно!».

Таких примеров можно привести множество: нельзя бросать на пол тарелки, зато можно бросать мячик, нельзя стучать по зеркалу, зато можно стучать по стулу и т.д.

Дети не любят повелительных наклонений. Попробуйте своему малышу давать «мнимый выбор». Указание «Надень носки, пол холодный!» замените на «Какие носки ты хочешь надеть – синие или красные?». Зачастую категоричные слова оказываются бесполезными, частица «не» и вовсе пропускается ребенком. Будьте хитрее, замените запрет предложением, заинтересуйте своего малыша. Например, вместо того, чтобы сказать «немедленно отойди от лужи!», переключите внимание на что-нибудь более интересное «Давай посмотрим, куда побежала кошка!».

Позвольте ребенку иногда «обжигать пальцы»

Запреты для ребенка

Когда ребенок научиться ползать, родители стараются обмотать острые углы мебели, как только он научиться ходить – с нижних кухонных шкафчиков практически все переставляют в верхние. Уберечь малыша от всех опасностей не удастся. Благодаря вашим усилиям он может и не ударится об острую ручку шкафчика, но зато наткнется на острый угол стола или уронит на ножку тяжелую книгу. Деткам свойственно ударяться и падать. Только при таком исследовании можно понять, что стол твердый, книга тяжелая, а вилка острая. Не нужно бояться подобных ударов, дети быстро забывают боль, ведь вокруг еще столько интересного и непознанного.  Вы наверняка не раз замечали, что слезы малыша резко останавливаются, если его чем-нибудь резко заинтересовать.

Лучший способ уберечь свое чадо от опасности — познакомить его с ней. Что делают родители, когда видят своего ребенка, играющим с ножом? Они немедленно отбирают и прячут острый предмет подальше. Это, конечно, выход, но надолго ли? Ребенок рано или поздно познакомится с ножом, и может так случиться, что родителей рядом не окажется. Малыш ведь понимает, что если его заметят с этим ему еще непонятным предметом, то непременно его заберут. Чтобы избежать неприятных последствий, не забирайте у малыша нож, а познакомьте его с предметом. Подойдите и с испугом скажите что-то вроде: «Ой-ей-ей, осторожно!». Чтобы ребенок запомнил реакцию, повторите фразу несколько раз. После этого следует объяснить малышу, что нож – это опасный предмет, и он может причинить боль. Для большей достоверности можно даже слегка уколоть ребенка в ладошку.

То же самое касается, когда ребенок засовывает пальцы в щели между дверями или крутиться рядом с духовкой, когда там что-то готовится. Не стоит ему постоянно говорить «нельзя». Лучше слегка прищемите ему пальчик дверью или вместе с ним слегка дотроньтесь до плиты, тем самым показав, что одна неосторожность – и может быть очень больно.

Конечно, сложно решиться и сознательно причинить ребенку боль, но только так вы сможете защитить его от порезов, ожогов и поломов.

Научите ребенка доверять вам

Первые запреты в жизни малыша

Обратите внимание на то, как вы запрещаете. Говорите «нельзя», «но-но», «больно»? Ребенок не понимает, почему нельзя. Ему нужно все объяснять. Например, малыш раскачивается на стуле. Объясните ему, что в один момент стул может упасть и будет больно. Ребенок может вас не послушать. Зачем он должен вам верить и отказываться от такого увлекательного занятия. Но вот стул опрокинулся. Испуг, плач, вы утешаете своего малыша. В этот момент не забудьте упомянуть, что вы же предупреждали его, что это опасное занятие и может быть больно. Так ребенок начинает замечать, что все, что говорят родители правда, он учится доверять. Не ожидайте, что в следующий раз он не будет реагировать на предупреждения. Главное, что с каждым разом он будет убеждаться в правоте мамы и папы. Научив малыша доверять вам в раннем возрасте, потом будет легче объяснить, почему нельзя перебегать дорогу, сидеть на подоконнике, брать чужие вещи и т.д.

Первые запреты в жизни малыша

Для более старшего возраста вместо коротких объяснений подойдут сказки и иносказания. Дети отлично понимают этот язык. Придумайте истории, финал которых иллюстрирует последствия ограничений. Позвольте ребенку быть вашим соавтором и предлагать развитие событий. Так он сможет не только понять, что запрет таит в себе опасность, но и научится рассматривать ситуацию с разных сторон, делать собственные выводы.

Рано или поздно ребенок узнает, что ножом можно порезать пальчик, а с высоты — больно упасть. И от этого не убежишь. Малыш должен сам научиться распознавать, где опасность так же, как он научился держать головку, сидеть, ползать и ходить. Обилие запретов со стороны родителей мешает развитию ребенка, подавляет его личность и развивает комплексы. Классик педагогики XX века Януш Корчак сформулировал интересную мысль, которую многие родители воспримут категорически: «Мы должны признать за нашими детьми право на ошибку или исковеркаем запретами их жизнь». Мир полон опасностей, но мы не должны ограждать наших детей от внешнего мира, мы должны научить их жить в нем!